Оставьте отзыв!
Подробнее
Для чего и как развивать способности дошкольников к иностранным языкам
14.08.2023
Для чего и как развивать способности дошкольников к иностранным языкам

Статья посвящена развитию речевых способностей, которые являются фундаментом формирования личности ребенка-дошкольника. Рассматриваются способности к овладению фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.

Ключевые слова: речевые способности, имитационные способности, способность общаться, объем слуховой памяти, способности к восприятию, приемы развития способностей, деятельностный подход. 

Дошкольный возраст очень короткий отрезок в жизни человека: с 3 до 7 лет (по периодизации Л.С. Выготского). Но именно этот период имеет огромное значение в развитии человека. В дошкольном возрасте происходит развитие основных психических процессов. Дети учатся общаться, запоминать, воспринимать окружающий мир и информацию о нем, мыслить. Ну и самое главное, именно в дошкольном возрасте формируются и развиваются способности.

Под способностями мы понимаем «совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств личности, отличающих, одного человека от другого, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности или многих деятельностей (успешность выполнения  деятельности зависит от сочетания различных способностей)». Способности формируются в процессе приобретения социального опыта, в процессе усвоения тех видов деятельности, где эти способности необходимы. Способности существуют только в движении и развитии.

От того, насколько развиты способности, зависит степень успешности конкретного человека. А степень развития его речевых способностей и способностей к общению напрямую зависит от среды куда попадает человек, условий. Важно учесть, что до 9—11 лет особенностью общения детей остаётся новообразование — речь, речевой механизм. Затем речевая функция с её генетической предопределённостью теряет свою значимость.

По мнению физиологов В. Пенфилда и Л. Робертса, ребёнок до 9 – 12-летнего возраста является «специалистом» в овладении речью. В этом возрасте он может одновременно обучаться двум или трём языкам так же легко, как и одному. По мнению физиологов В. Пенфилда и Л. Робертса, ребёнок до 9 – 12-летнего возраста является «специалистом» в овладении речью. В этом возрасте он может одновременно обучаться двум или трём языкам так же легко, как и одному. Доказано, что с 4 до 8 лет способность человека к речевому подражанию МАКСИМАЛЬНА. Затем мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Следовательно, мы считаем, что мозг ребёнка имеет особую способность к усвоению языка, как родного, так и иностранного, которая ослабевает с возрастом.

Дети до 10 чет обладают особыми интеллектуальными способностями к активному языковому познанию. Дети в дошкольном возрасте имеют сильно выраженную имитационную способность.  К 4 — 5 голам ребенок проявляет огромный интерес к звучанию слова, с удовольствием повторяет фразы, изменяет интонацию, начинает рифмовать (без смысла), замечает сходство суффиксов и приставок (языковая догадка), обобщает значение слов и с их помощью образует новые слова, появляется словотворчество. Он готов учить, слушать слова, общаться с помощью эмоциональных и близких ему по тематике игр и сценок. Л. С. Выготский, рассматривая интенсивное речевое развитие и активизацию речемыслительных процессов, отмечал «с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык». Он считал, что «в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков».

На занятиях ЧУ ДПО ЦГО «Лингва» мы создаем условия для развития речевых способностей на иностранном и родном языках. А это значит, что, изучая иностранный язык, студенты тем самым делают успехи в понимании и чувствовании родного языка. Именно в дошкольном возрасте есть сенситивные периоды для развития речевых способностей. Практика показывает, что в средней школе и высших учебных заведениях преподаватели иностранного языка сталкиваются с трудностями: учащиеся не слышат звуки и интонацию, не могут повторить даже короткие предложения, при разыгрывании ситуации не могут преодолеть «психологический барьер».

Возникают эти трудности из-за того, что учащиеся не обладают элементарными способностями, необходимыми для успешного усвоения иностранного языка. Это происходит не потому, что у них нет способностей, а потому, что эти способности не развиты. Установлено, что ребёнок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый.

Далее, на схеме представлены подлежащие развитию способности.

Фонематический слух отвечает за различение звуков речи (согласно некоторым источникам, формирование фонематического слуха завершается к 7 – 8 годам). Он даёт возможность различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, как на родном, так и на иностранном языках. Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, независимо от того родной это или иностранный язык.

Когда у человека фонематический слух плохо развит, он может путать близкие по звучанию звуки и слова. Это тормозит процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо различает звуки, он будет воспринимать, т.е. запоминать, произносить и, следовательно, писать то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и письме. И, если вовремя не уделить внимание развитию фонематического слуха, это приведёт к функциональной дислалии – нарушению правильного произношения отдельных звуков и слов. Чем старше будет становиться ребёнок, тем сложнее будет это исправить.

На занятиях мы развиваем фонематический слух с помощью специальных упражнений, направленных на выделение звука, на сравнение звучания звуков родного и иностранного языков, учим детей определять, где находится звук (в конце, середине или начале слова). 

Приведем еще один пример. Имитационные способности позволяют подражать речи других людей, подражать мимике, интонации, ритму, произношению говорящего. Без развития имитационных способностей невозможна выработка правильного произношения на любом языке. Как было указано выше, с 4 до 8 лет способность человека к речевому подражанию максимальна, поэтому необходимо использовать эту возможность и развивать выразительность речи детей. Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи мы используем специальные фразы, скороговорки, стихи, театрализацию как прием. Ни для кого ни секрет, что к человеку, обладающему выразительной речью, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории обаянием и постановкой своего голоса.

Кроме того, мы создаем условия для развития объема памяти. Используются такие упражнения, как: “Снежный ком”, “Что пропало? “, “Что изменилось?”, разучивание большого количества песен и стихов т.д.

Диагностика языковых способностей, которую мы проводим с каждым ребенком перед началом учебного года, а затем и в конце учебного года (один из тестов —это тест на объем слуховой памяти), показывает, что у детей объем слуховой памяти значительно увеличивается: если в начале образовательного процесса ребенок мог повторить 1-2 слова на иностранном языке, то по окончании он способен повторить целые предложения и небольшие рассказы. A сели объем слуховой памяти развит, то это залог успешной учебы в школе на родном и иностранном языках.

Методы преподавания английского языка для дошкольников разнообразны и интересны. Основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру он познает мир, примеряя на себя различные социальные роли. Именно игровая форма способна заинтересовать малыша новым для него языком.

Именно в игре ребенок учится сочувствовать героям, учится самооценке и оцениванию поступков. В игровых ситуациях ребенок учится договариваться и находить компромиссы.

Мы — центр воспитания профессионалов с детства и, в нашем понимании, «профессионал» — это человек с развитыми способностями, нравственными ценностями, говорящий на двух и более языках. Дошкольное иноязычное образование и раннее изучение иностранного языка создают предпосылки для обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования, а именно:

– вовремя развивают способности, необходимые для иностранного и родного языка;

– учитывают возрастные психические и физиологические характеристики ребёнка, такие как любопытство и любознательность, используют их как основу для познавательной и социальной активности, потребности в общении, готовности и способности к подражанию и артикуляции;

– предоставляют ребенку дополнительную возможность для гармоничного развития;

– формируют положительное отношение ребенка к иностранным языкам;

– закладывают основы для формирования готовности к дальнейшему обучению и развитию;

– вооружают способами учебной деятельности («учат учиться»);

– оказывают помощь личности в целях реализации ее человеческих качеств.

Данная работа нацелена на то, чтобы обратить внимание родителей, что дошкольное иноязычное образование и раннее обучение иностранным языкам направлены не только на овладение иностранным языком, но, в первую очередь, позволяют развивать и закладывать основу способностей, которые дают возможность быть успешным в любом виде деятельности.

Яровикова Е.Н., преподаватель ЧУ ДПО ЦГО «Лингва», руководитель школы №7