«Мы с тобой одной крови! Ты — и я!»
Редьярд Киплинг, «Маугли»
Если мальчику в джунглях достаточно было одной фразы для понимания разных представителей его среды обитания, то в реальном мире достичь взаимопонимания для развития и построения равного диалога сложнее. Но существуют общие в науке категории, которые объединяют разные предметности, включая методику образования как науку. О таких положениях, а также пользе понятий «Гуманитарный капитал», «диалог культур» и «гуманитарный потенциал» для учителя, идёт речь в этой статье.
Положение первое. Про силу единства научных категорий
«Разделяй и властвуй» («divide et impera» лат.) — максима римского сената. Автор не известен, а последствиям использованиям максимы посвящены главы о падении Рима.
Настоящая сила — в единстве, что подтверждают общие научные категории:
культура;
социальная среда;
образование;
экономическая среда;
международная конкуренция;
взаимовлияние.
Почему они?! Потому что их содержательная интеграция создаёт базу для развития гуманитарного потенциала педагога как социально-педагогического феномена. Суть в том, что, развивая гуманитарный потенциал, педагог повышает свою ценность.
Положение второе. Диалог культур как концепция — что это
Впервые в истории в одном обществе живут пять различных поколений: беби-бумеры, X, Y, Z, альфа. Представители резко отличающихся культур и социальных групп, предметностей и сфер жизни сталкиваются в одном обществе. В реальности готовность к равноценному диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству важные факторы для реализации и улучшения качества жизни человека.
Концепция диалога культур — методология подлинно гуманистической политики, основанная на признании общечеловеческих ценностей. Характеризуясь актуальностью, гуманистичностью и справедливостью, модель создаёт условия для внедрения инноваций в образование и развитие педагога.
Идея методологии в том, что теория обновляется через практику, а практика через теорию. Процесс обеспечивает непрерывное образование педагога и достижение главного образовательного результата — развитие гуманитарного капитала человека, организации, страны.
Положение третье. Методологическое основание
Положения методологического основания системы развития гуманитарного потенциала педагога:
концепция диалога культур;
аксиологический принцип;
культуросообразная парадигма;
деятельностный подход;
системный подход;
метод моделирования;
принцип интеграции культуры, образования, экономики.
Положение четвёртое. Гуманитарный потенциал педагога и гуманитарный капитал
Развитие гуманитарного потенциала педагога происходит в социальном, педагогическом, экономическом компонентах.
Социальный — соответствие получаемого образовательного продукта диалога культур — гуманитарного капитала ожиданиям общества.
Педагогический — определяет необходимый объём содержания образования и технологии его применения педагогом.
Экономический — связан с условиями развития потенциала личности педагога. Если есть инвестиции в человека, его индивидуальный гуманитарный капитал, то организация и педагог увеличивают прибыль и мотивацию к развитию.
Положение пятое. Пять признаков развития гуманитарного потенциала
Цель, задачи, принципы, содержание, технологии, результат — главные параметры развития потенциала педагога, которые развиваются по пяти системно взаимосвязанным признакам:
Гуманистичность — ориентированность концепции на формирование целостного ОБРАЗа человека, его. Формирование условий для роста гуманитарного капитала сотрудников и студентов. Много знать и уметь, развивать способности, выражать в действиях намерение изменять мир к лучшему.
Культуросообразность — действия человека сообразно состоянию культуры. Образование человека развивается во взаимодействии личности с культурой общества. Чем шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы образования человека. Действуя по принципу культуросообразности, человек продуктивно разрешает противоречия, стоящие на пути развития общества.
Диалогичность — желание и готовность понять, интерпретировать, принять систему ценностей другого, осознать смысл действий другого человека, взаимодействовать для взаимообогащения, при условии, что другой человек руководствуется этикой созидания (не разрушения). Диалог культур – успешное взаимодействие равноправных субъектов.
Смыслогенерируемость — нацеливание каждого на поиск смысла действий и отказ от поступка без осознания цели и смысла, механического действия.
Практичность — теория воплощается в практике, а практика влияет на теорию. Если прикладной составляющей нет, полноценное развитие педагога попросту невозможно.
Положение шестое. Прикладная часть модели гуманитарного капитала
Социально-педагогическая основа — формирование условий развития гуманитарного капитала педагога. Чтобы каждый развил способности, укреплял ценности, выражал гражданственность, вносил свою часть труда (ментального и материального) в процветание города, страны, готовым к диалогу на равных с другими людьми и культурами.
Если человек обогащается духовно, интеллектуально и накапливает опыт, выигрывают все: педагог, организация на локальном уровне и образование в масштабах страны и мира.
Гуманитарный капитал — результат, продукт образования, ресурс для материальных, социальных благ педагога и учащегося.
Положение седьмое. Перспективы системы гуманитарного капитала
Модель гуманитарного капитала включает педагога в образовательные организации, а затем укрепляет его позиции на региональном и федеральном уровне.
Главные перспективы развития гуманитарного капитала — развитие и рост системы фундаментального гуманитарного образования с выраженной человекоориентированностью.
Результат — рост количества учителей, умеющих вносить в познание, воспитание, развитие и учение гуманистические ценности.
Сообщение Что такое гуманитарный потенциал и как его развивать педагогу. 7 главных научных положений появились сначала на Людмила Витальевна Журавлёва.