Оставьте отзыв!
Подробнее
Что такое гуманитарный потенциал и как его развивать педагогу. 7 главных научных положений
21.06.2023
Что такое гуманитарный потенциал и как его развивать педагогу. 7 главных научных положений

«Мы с тобой одной крови! Ты — и я!»
Редьярд Киплинг, «Маугли»

Если мальчику в джунглях достаточно было одной фразы для понимания разных представителей его среды обитания, то в реальном мире достичь взаимопонимания для развития и построения равного диалога сложнее. Но существуют общие в науке категории, которые объединяют разные предметности, включая методику образования как науку. О таких положениях, а также пользе понятий «Гуманитарный капитал», «диалог культур» и «гуманитарный потенциал» для учителя, идёт речь в этой статье.

Положение первое. Про силу единства научных категорий

«Разделяй и властвуй» («divide et impera» лат.) — максима римского сената. Автор не известен, а последствиям использованиям максимы посвящены главы о падении Рима.

Настоящая сила — в единстве, что подтверждают общие научные категории:

культура;
социальная среда;
образование;
экономическая среда;
международная конкуренция;
взаимовлияние.

Почему они?! Потому что их содержательная интеграция создаёт базу для развития гуманитарного потенциала педагога как социально-педагогического феномена. Суть в том, что, развивая гуманитарный потенциал, педагог повышает свою ценность.

Положение второе. Диалог культур как концепция — что это

Впервые в истории в одном обществе живут пять различных поколений: беби-бумеры, X, Y, Z, альфа. Представители резко отличающихся культур и социальных групп, предметностей и сфер жизни сталкиваются в одном обществе. В реальности готовность к равноценному диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству важные факторы для реализации и улучшения качества жизни человека.

Концепция диалога культур — методология подлинно гуманистической политики, основанная на признании общечеловеческих ценностей. Характеризуясь актуальностью, гуманистичностью и справедливостью, модель создаёт условия для внедрения инноваций в образование и развитие педагога.

Идея методологии в том, что теория обновляется через практику, а практика через теорию. Процесс обеспечивает непрерывное образование педагога и достижение главного образовательного результата — развитие гуманитарного капитала человека, организации, страны.

Положение третье. Методологическое основание

Положения методологического основания системы развития гуманитарного потенциала педагога:

концепция диалога культур;
аксиологический принцип;
культуросообразная парадигма;
деятельностный подход;
системный подход;
метод моделирования;
принцип интеграции культуры, образования, экономики.

Положение четвёртое. Гуманитарный потенциал педагога и гуманитарный капитал

Развитие гуманитарного потенциала педагога происходит в социальном, педагогическом, экономическом компонентах. 

Социальный — соответствие получаемого образовательного продукта диалога культур — гуманитарного капитала ожиданиям общества.

Педагогический — определяет необходимый объём содержания образования и технологии его применения педагогом.

Экономический — связан с условиями развития потенциала личности педагога. Если есть инвестиции в человека, его индивидуальный гуманитарный капитал, то организация и педагог увеличивают прибыль и мотивацию к развитию.

Положение пятое. Пять признаков развития гуманитарного потенциала

Цель, задачи, принципы, содержание, технологии, результат — главные параметры развития потенциала педагога, которые развиваются по пяти системно взаимосвязанным признакам:

Гуманистичность — ориентированность концепции на формирование целостного ОБРАЗа человека, его. Формирование условий для роста гуманитарного капитала сотрудников и студентов. Много знать и уметь, развивать способности, выражать в действиях намерение изменять мир к лучшему.

Культуросообразность — действия человека сообразно состоянию культуры. Образование человека развивается во взаимодействии личности с культурой общества. Чем шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы образования человека. Действуя по принципу культуросообразности, человек продуктивно разрешает противоречия, стоящие на пути развития общества.

Диалогичность — желание и готовность понять, интерпретировать, принять систему ценностей другого, осознать смысл действий другого человека, взаимодействовать для взаимообогащения, при условии, что другой человек руководствуется этикой созидания (не разрушения). Диалог культур – успешное взаимодействие равноправных субъектов.

Смыслогенерируемость — нацеливание каждого на поиск смысла действий и отказ от поступка без осознания цели и смысла, механического действия.

Практичность — теория воплощается в практике, а практика влияет на теорию. Если прикладной составляющей нет, полноценное развитие педагога попросту невозможно.

Положение шестое. Прикладная часть модели гуманитарного капитала

Социально-педагогическая основа — формирование условий развития гуманитарного капитала педагога. Чтобы каждый развил способности, укреплял ценности, выражал гражданственность, вносил свою часть труда (ментального и материального) в процветание города, страны, готовым к диалогу на равных с другими людьми и культурами.

Если человек обогащается духовно, интеллектуально и накапливает опыт, выигрывают все: педагог, организация на локальном уровне и образование в масштабах страны и мира.

Гуманитарный капитал — результат, продукт образования, ресурс для материальных, социальных благ педагога и учащегося.

Положение седьмое. Перспективы системы гуманитарного капитала

Модель гуманитарного капитала включает педагога в образовательные организации, а затем укрепляет его позиции на региональном и федеральном уровне.

Главные перспективы развития гуманитарного капитала — развитие и рост системы фундаментального гуманитарного образования с выраженной человекоориентированностью.

Результат — рост количества учителей, умеющих вносить в познание, воспитание, развитие и учение гуманистические ценности.

Сообщение Что такое гуманитарный потенциал и как его развивать педагогу. 7 главных научных положений появились сначала на Людмила Витальевна Журавлёва.