Диалог культур – это многообразие культурных форм и явлений, которые порождают единую человеческую деятельность. В свое время Э.Тайлор полагал, что если сравнивать разные этнические культуры, то можно придти к выводу, что весь мир – это одна страна. В каждом музее можно встретить определенные черты единства, сходство в предметах быта, единство способов достижения целей, независимо от места расположения данной культуры и ее хронологии.
Можно сказать, что диалог культур – это специфический социокультурный процесс взаимодействия, становления и развития различных форм культуры. Несмотря на то, что все мы произошли от одного человека-кроманьонца, относимся к одному биологическому виду, у всех нас возникли свои традиции и различные ценностные категории. Нужно сказать, что, несмотря на то, что мы обитаем в однотипных природных условиях, каждая народность стремится сохранить свои культурные традиции.
Диалог культур, их последующая эволюция и развитие привело к возникновению научно-технической культуры. Эта культура начала развиваться еще в 1750 году в индустриальную эпоху. Однако если изучать научно-техническое развитие в пределах эволюции культур, то следует отметить, что культурная эволюция заключается именно в изменении поведения человека. Из этого можно сделать вывод, что значимость науки и современной техники для человека заключается в изменении поведения человека. Такое влияние на изменение поведения можно рассматривать только при изучении вопросов размножения, получения пищи, безопасности, обеспечение информацией.
Диалог культур в последующем тысячелетии должен вывести человечество на новую стадию развития, где оно сможет покорить космическое пространство и полностью автоматизировать производство.
Развитие индивидуальности в диалоге культур – концепция иноязычного образования, позволяющая взглянуть на него по-новому. Развития человека (личности) в диалоге культур меняет акценты и трактовку понятий и положений образования.
Процесс развития идет несколькими путями, первым из которых является иноязычное образование через обучение иностранного языка. Изучая иностранный язык, мы перенимаем слова, грамматику, способы выражения мыслей, через все это мы перенимаем иноязычную культуру. Причем, все это происходит независимо от нашего желания.
Другим фактором, влияющим развитие индивидуальности в диалоге культур, является коммуникативная компетенция, включающая в себя четыре компонента:
• грамматическая компетенция;
• социолингвистическая компетенция;
• компетенция высказывания;
• компетенция речевой стратегии.
Цель такого обучения – усвоение и владениями навыками на высоком уровне. Но образование несет с собой и другую цель – воспитать духовного человека. Духовный человек обладает постоянными ориентирами, которые управляют его поступками независимо от сферы деятельности. Развитие индивидуальности в диалоге культур в Сургуте помогает в развитии культуры, как системы ценностей, которая используется человеком как содержание образования, она помогает через пространство существования стать человеку поистине духовным.
Иностранный язык является уникальным предметом образования, он обладает потенциалом развития индивидуальности. При этом необходимо рассматривать его не как учебный предмет, а как дисциплину образовательную. Для целей развития индивидуальности в диалоге культур, необходимо раскрыть и реализовать весь образовательный потенциал человека. Поняв это, мы поймем, что главная цель: достичь минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции.